Аюрведическая психология об отношениях Previous item Классические и современные... Next item Истинная цель Аюрведы

Аюрведическая психология об отношениях

Наш психологический облик тождествен нашему взаимодействию с окружением. Если вы хотите понять, кто вы, посмотрите на людей, с которыми вас связывают наиболее тесные отношения и с которыми вы проводите большую часть времени. Ум складывается из впечатлений, получаемых посредством органов чувств, и самые важные из впечатлений поступают к нам в ходе социального взаимодействия. Любые наши впечатления становятся более интенсивными и приобретают большую эмоциональную силу, когда мы разделяем их с другими людьми. Сам ум, вплоть до глубочайшего бессознательного уровня, представляет собой структуру, ориентированную на социальное взаимодействие. Он состоит из мыслей, обусловленных языком, которым мы пользуемся в своем социальном окружении. Ум отражает наши социальные отношения в течение жизни, начиная от взаимодействия с родителями. Ум — летопись наших отношений не только с другими людьми, но и с жизнью в целом. Наше глубинное сознание (читта) окрашивается социальными отношениями, порождающими самые мощные из всех импульсов (самскар), с какими нам только приходится иметь дело. Поэтому для того, чтобы проникнуть в средоточие своего сердца, нужно исследовать свои отношения с близкими людьми.

Аюрведическая психология считает правильные взаимоотношения основой психического благополучия. Нужно окружить себя подходящими людьми. Нужно общаться с теми, кто способствует развитию, приносит душевное равновесие и помогает сохранять хладнокровие и спокойствие ума. Нужно держаться подальше от тех, кто тянет нас на дно, кто выводит нас из равновесия, внушает нам беспокойство и портит нам нервы. При выборе партнеров для тесных взаимоотношений мы должны проявлять исключительную осторожность. Следует постоянно стремиться к тому, чтобы в наших отношениях с миром преобладали доброта и мудрость. Нас должны окружать духовные наставники и настоящие друзья, красоты природы, великие произведения искусства и мудрые книги. Но, разумеется, постоянно находиться в компании духовно развитых людей невозможно. Найти таких людей и получить их внимание нелегко. Однако мы можем постоянно думать о них и хранить воспоминания о них в своем сердце. Мы можем настроиться на одну волну с их мыслями и деяниями. В свою очередь, мы сами должны по мере сил оказывать благотворное влияние на других людей.

Чтобы исцелить ум, необходимо исцелить наши отношения с миром. А для этого нужно создать коллектив или группу друзей, которые будут помогать нам в духовном развитии. Это основа подлинно эффективного консультирования. Консультант должен обеспечить клиенту глубокий уровень общения, который не только не усугубит проблем клиента, но, напротив, создаст пространство, благоприятствующее их разрешению. В идеале, терапевт должен быть для клиента не отчужденным «доктором», а благожелательным духовным товарищем. Терапия должна стать первым шагом к единению («сатсанга») с искренними искателями истины. Регулярное общение с людьми, способствующими духовному развитию, более целебно, чем посещение врача. В обществе таких людей наши психологические проблемы, корень которых — привязанность к материальному, разрешаются естественным образом. Само присутствие мудрого человека охлаждает и успокаивает ум и сердце. Недостаток духовного общения — главная причина психологического неблагополучия, а единственное Средство от психологических проблем — общение с духовно развитыми людьми.

Обсуждение проблем, которые нас беспокоят, всегда полезно, особенно если мы беседуем о них с человеком, которого искренне уважаем. Такие беседы позволяют отрешиться от личного характера затруднений и задуматься о более важных, глобальных проблемах. Само по себе общение — один из ценных психотерапевтических инструментов: ведь с его помощью могут установиться отношения, способствующие обсуждению проблем. Общение сокрушает стены отчуждения и помогает нам взглянуть на самих себя в новом свете, благодаря чему мы обретаем возможность отказаться от старых, ограничивающих нас схем мышления и поведения. Истинный духовный учитель помогает нам понять, кто мы есть на уровне нашего внутреннего сознания, за рамками обыденного отождествления с системой «тело-ум». Разумеется, такой человек — идеальный психотерапевт. Однако духовный учитель далеко не всегда станет выполнять работу психотерапевта или врача в обычном понимании, то есть помогать нам в избавлении от личных неприятностей, бед, несчастий и страданий. Роль духовного учителя — не непосредственная помощь в разрешении обыденных проблем, а духовное руководство на пути к высшим состояниям сознания, умение отрешиться от психологических и физических страданий — неизбежного зла в нашем суетном мире — представляет собой лишь один из шагов на этом пути. Терапевт, с другой стороны, должен осознавать свои ограничения. Он не должен брать на себя роль гуру: его задача — направлять клиентов к истинным духовным учителям. Духовное наставничество — нечто гораздо большее, чем психотерапия в обыденном понимании, однако истинная психотерапия должна вести к духовности. Духовность требует выхода за пределы ума и его частных мнений, а не просто удовлетворенности своим психическим состоянием.

Похожие статьи

Истинная цель Аюрведы
Классические и современные мандалы
Амулеты и Талисманы - как они влияют на человека
Как приобрести уверенность в себе
Тайны Реинкарнации - зачем наша Душа приходит в этот мир снова
Как улучшить память - советы Аюрведы
Причина ваших болезней - это ваш характер
Альфа-состояние – волшебный инструмент исполнения желаний
Самое ценное целебное средство Аюрведы
Аюрведические специи, улучшающие характер
Как быть счастливым всю свою жизнь?
Очищение организма кипяченой водой